Вторник, 27.06.2017, 11:57
Осы - Журнал Стадиона33
Стадион33
 
Меню сайта

Категории каталога
Истори и Тактика [6]
Правила [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Нормально
Всего ответов: 6

Начало » Статьи » Жизнь футбола ТКЛ » Истори и Тактика

Итальянская защита
Итальянская защита

Gabriele Marcotti


Для многих команд противодействие атакам противника есть тяжелая и нудная обязанность. В Италии оборона - это искусство, творимое вдохновенными художниками.

Primo non prenderle. В вольном переводе эта итальянская пословица означает «Главное и основное – не дай им подойти к себе». Эта старая фраза стала неотъемлимой частью итальянского футбола с того момента как в этой стране появилась игра в мяч. Для всех любителей этой игры итальянский футбол уже более чем столетие означает футбол, с минимальным риском, постановка во главу угла безопасность собственных ворот. Однако, это только одна сторона истории.

Итальянский футбол за эти годы прошел сквозь изменение правил игры, иностранное влияние, тактические изыскания, смену приоритетов, когда догмы оказывались заблуждениями, ведущими к отсталости от тенденций мирового футбола. Сама философия итальянского футбола имеет множество интерпретаций. Одни говорят, что итальянский футбол – это оборонительная модель, когда команда запирается на своей половине поля и ставит своей целью вынести мяч как можно дальше из опасной зоны. Другие говорят, что итальянский футбол ставит целью построение солидной бетонной обороны, ставящей целью выжать соперника как можно дальше от своих ворот и далее, используя появляющиеся свободные зоны проводит организованные и агрессивные контратаки.

nullТак или иначе, не будет ошибкой сказать, что итальянцы имеют склонность к защите, потому,что, в первую очередь, они это умеют лучше всего. Сквозь всю историю итальянского футбола проходит красная нить, связывающая основного защитника Милана Alessandro Nesta с Renzo De Vecchi, который дебютировал в Италии в 1910 году. Центральный защитник Интера Fabio Cannavaro полагает, что: "..защита – это самая важная часть футбола". Ему вторит Nesta: "Это абсолютно потрясающее удовольствие – выключить опасного форварда из игры не использую грубые методы. Это дает мне огромный импульс и удовлетворение". Даже нападающий Newcastle United Alan Shearer является фанатом итальянцев: "Итальянцы воспитывают своих защитников с самых юных лет. Их оборона – это искусство. Они – лучшие. "Несомненно, итальянская защита – это искусство, достойное восхищения. "У нас есть традиция уважения искусства защиты, которую имеют не все нации", утверждает Nevio Scala, тренер, который выиграл несколько европейских трофеев будучи тренером Пармы, после чего тренировавший Borussia Dortmund, Besiktas, Shakhtar Donetsk и Spartak Moscow. "В Италии не все пацаны мечтают стать бомбардирами. Многие из них даже в юном возрасте хотят быть защитниками. Когда я был пацаном, они хотели быть сначала Armando Picchi, потом Antonio Cabrini, далее Franco Baresi и в нынешнее время их кумиром является Alessandro Nesta. В Италии всегда были защитники, которые были образцом для подражания.

nullВозможно именно поэтому в Италии никогда не было дефицита в хороших защитниках, которые преодолели трансферную сумму в 10 млн. фунтов ($14 млн.): от Япа Стама до Несты, от Walter Samuel до Cannavaro. Помимо Манчестера Юнайтед, который купил Стама и Рио Фердинанда, ни один другой клуб какой либо европейской лиги не инвестировал столько денег в защитников как это широко распространено в Италии.

В этом отношении не меньшее значение имеет тренировочный процесс. Итальянцы уделяют тактическому аспекту игры больше чем какая либо другая нация в Европе. Многие игроки играют в своих клубах начиная с юных лет, что позволяет обсепечить преемственность, наличие игровой дисциплины и лучшее понимание требований тренера.

Полностью необычные и новые ситуации на футбольном поле также редки как и немодно одетая женщина на миланской Via della Spiga. Независимо от ситуации на поле легче играть имея на руках четкий оборонительный план – именно поэтому итальянские клубы тратят столько времени и усилий на отработку и моделирование определённых сценариев развития игры.

null"Мы тратим много времени на тренировку и отработку действий в типичных игровых ситуациях, возникающих на поле," говорит Скала. «Наших защитников редко можно застать врасплох, они прекрасно знают свои тактические действия и обязанности, потому что они неоднократно практиковались с такими ситуациями на тренировках. Когда я тренировал за границей, я часто сталкивался с беспорядками в защите, когда команды тратят меньше времени на отработку оборонительных аспектов игры. Четверка или пятерка защитников часто оставлялась в одиночестве, не было никаких идей насчет порядка действий в определенных ситуациях."

Эта точка зрения находит отклик в словах шотландского нападающего Joe Jordan, который играл в Милане и Вероне: "Итальянский защитник гордится обязанностями, возложенными на него. Он прекрасно знает что от него ожидает еео тренер и его партнеры по обороне. Он знает назубок как свою личную задачу, так и обязанности коллективного плана. Они всегда готовы учиться и улучшать те качества, которые им необходимы, они прекрасно знают что главное в обороне. И что важно, эти знания они приобрели с самых юных лет. И каждый пропущенный от оппонента гол они рассматривают как личную обиду. "

Несомненно, гордость – это большое дело, но не всегда это хорошо для команды. Если в Голландии или Испании команда выигрывает со счетом 3-2, главное внимание пресс и болельщиков обращено на игроков, забивших голы. В Италии главное внимание общественности обращено на защитников, которые были виновны в пропущенных голах. Такой подход порождает у защитников боязнь ошибиться и провоцирует очень осторожное отношение к игре. Справедливости ради нужно заметить, что Италия заплатила дорогой ценой за такую философию игры. Поведя в счете 1-0 они вместо того, чтобы развить успех и добить оппонента, отходили к своим воротам и терпели неудачу в полуфинале ЧМ1990 против Аргентины и против Франции в финале Евро 2000.

В первом случае они повели в счете после гола Salvatore Schillaci, потом пропустили в конце игры гол, забитый Claudio Caniggia и проиграли по пенальти. На Евро 2000 Marco Delvecchio открыл счет, а Sylvain Wiltord и David Trezeguet со своим золотым голом принесли французам титул чемпионов Европы..

Мы никогда не узнаем что было бы если бы итальянцы не прижались к своим воротам, а продолжали бы атаковать, однако до сего времени Azeglio Vicini, тренер Италии в 90х, подтверждает приверженность тому стилю, утверждая, что причиной гола Каниджи была редкая ошибка голкипера Вальтера Зенги плюс очень удачливой игрой самого Каниджи, который забил нелепый гол затылком. И ведь если бы Трезеге не забилл гол на последней минуте на ЧЕ2000, апологеты итальянского стиля вполне могли утверждать, что их план на игру сработал.

Совершенно определенно можно сказать, что результаты итальянцев в международных соревнованиях опровергают ту точку зрения, что стиль их игры малопродуктивен – с 1980 года сборная Италии проиграла в основное время в матчах на вылет только две игры – против Франции на ЧМ 1986 году и против СССР в полуфинале ЧЕ 1988.

Несмотря на то, что в футболе за последние сто лет менялись правила игры, итальянцы всегда делали акцент на организованную оборону.

Joe Jordan: "Много правил появилось за последние 20 лет, начиная с запрещения паса назад вратарю, заканчивая запрещением подката сзади. Все эти изменения были на руку нападающим. Для защитников становилось все труднее и трудннее обороняться – они должны были принимать решения за более короткий промежуток времени. Итальянские игроки лучше и быстрее адаптировались к новым правилам.»

Защитники, лишённые удобной возможности пасовать мяч назад вратарю, обязаны были находить какие то другие пути для выхода из игровых ситуаций. Для итальянских же защитников это изменение в правилах оказалось даже выгодным, поскольку они были выучены с юных лет играть в более творческой манере. Также безболезненно и быстро итальянские защитники перешли от персональной опеки к зонной игре. Зонная игра требует от игроков обороны большей мобильности и сообразительности. Также зонная игра предполагает более коллективный стиль, и в этом отношении традиционная итальянская тяга к тактической дисциплине была полезным помощником.

Немаловажным фактором стало то, что итальянцы очень быстро вбирали в себя все новые достижения в технике тренировок и физической подготовки игроков. В Италии первые специализированные тренеры по физической подготовке (главным образом пришедшие из легкой атлетики) появились где то в середине 80х годов – в те времена физическая подготовка большинства иностранных клубов состояла из пары кругов по стадиону перед основной тренировкой. Новый научный подход к организации тренировок привел к двум важнейшим изменениям в игре итальянских клубов: во-первых, это привело к тому, что клубы от более медленного стиля каттеначио перешли к более физически активному и требующему большей организованности прессингующему стилю, когда команда соперника попадает под прессинг по всему полю. Такой новый подход к игре требовал наличия очень атлетичных центральных защитников.

«Работая с футболистами в хорошо организованном и структурированном стиле с самых юных лет помогло нам оптимизировать и максимизировать их атлетический потенциал», говорит Скала. «Еще совсем недавно защитники могли быть или высокими и медленными, или низкорослыми и быстрыми. Однако в Италии мы умудрились произвести на свет божий таких игроков как Nesta, Paolo Maldini и Ciro Ferrara, которые одинаково высокорослы и обладают хорошими скоростными качествами, причем они способны не только на рывок на несколько метров, но и способны не терять скорости пробежав всю длину поля. Невозможно сделать маленького игрока высоким, однако упорными тренировками вполне можно улучшить скорость и выносливость игрока." Cannavaro, предметом для подражания которого был Ferrara, прекрасный этому пример – имея только 176 см в росте, он навряд ли стал бы центральным защитником в Англии, однако он компенсировал недостаток в росте упорными тренировками верхней части своего тела и рук. И, как говорит сам Каннаваро – защитник должен иметь сильные руки, поскольку большую часть времени защитник прикасается ими к нападающему.

В такой обстановке всеобщего почитания защитников детским тренерам очень легко ставить мальчиков на позицию защитника не встречая никаких возражений. Если бы Мальдини или Неста с их размерами, ростом и умениями родились бы в Англии или Германии, они бы вполне могли стать бы нападающими. Например скаут из Рима Volfango Patarca, человек, который открыл для Италии Nesta и Paolo di Canio вспоминал, что Неста в возрасте 10 лет был лучшим игроком на поле: "В том возрасте неста играл полузащитником, создавая массу возможностей для своих нападающих. Если бы он играл в нападении, я не сомневаюсь, что он бы был лучшим бомбардиром. Однако мы поняли уже тогда, что его будущее – быть центральным защитником. Возможно в другой стране он бы мог стать лучшим бомбардиром"

nullЕще больший прорыв от внедрения новых достижений атлетической подготовки был тактическим. Милан 80х годов под управлением Arrigo Sacchi's стал плодом не только артистизма и мастерства Рууда Гуллита и Марко Ван Бастена, но и легендарного итальянского гуру в области физической подготовки Vincenzo Pincolini. Sacchi перешёл от популярной тогда системы с последним защитником и двумя персональщиками к агрессивной 442, которая начинала прессинг соперника в тот момен, когда Милан терял мяч. Нападающие стали первой линией обороны команды. Четвёрка защитников, выдвигаясь вперед, пыталась выжать игроков соперника как можно дальше от своих ворот, вплоть до того, что расстояние между защитниками и нападающими Милана редко превышало 14-19 метров. Такой стиль был весьма рискованным, требующим отличной физической подготовки от игроков, тем не менее Сакки успешно преодолел все трудности главным образом из за того, что у него были такие полузащитники как Frank Rijkaard и Carlo Ancelotti, которые совмещали в себе как прекрасную физику так и способность к точному и быстрому пасу, а так же четверка защитников, руководимая несравненным Франко Барези, физически и тактически безупречному защитнику.

Высокоэнергичный Ювентус Marcello Lippi середины 90х годов был построен по той же схеме, но являл собой более типичный продукт итальянского эпоса. Игра его команды была также построена на быстрой и мобильной защите, которая выдавливала игру как можно дальше от своих ворот. Разница была в контроле над мячом. В то время как Милан контрлируя мяч пытался комбинационно развить атаку, подопечные Липпи доставляли мяч вперед настолько быстро, насколько это было возможно – отголосок старого доброго контратакующего стиля каттеначио. До сих пор этот стиль присущ Ювентусу – в прошлом сезоне командой с игры было забито более половины голов в течении 30 секунд после отбора мяча у соперника на своей половине поля!

Другими словами это означает, что фундаментальная приверженность итальянцев к своему стилю остается актуальной несмотря на большие изменения, произошедшие как в футбольных правилах, таки в самой игре в футбол. Главное, что остаётся незыблемым – организация и тактическая дисциплина итальянских команд. Хотя некоторые изменения и имеют место – это можно прекрасно видеть на примере разных стилей игры итальянских участников еврокубков. Ювентус, например остался поборником прессингующей игры с высоким темпом, хотя в настоящее время они часто меняют схему игры на 4231, как например в игре с Депортиво.

Интер в данный момент находится на распутье, переживая переходный период от 442 Хектора Купера к 343, которую пытается адаптировать в команде Alberto Zaccheroni. Подобно Ювентусу Интер использует прессинг в центре поля, однако основные события по организации атак происходят больше в центре поля, в отличии от Ювентуса, который сильно нагружает фланги.

Если вернуться к стереотипам, то Милан можно назвать самой неитальянской командой. Милан использует долгий контроль мяча, использующий лучшие творческие качества каждого игрока Милана, например, Andrea Pirlo (который обычно играет на позиции оттянутого в глубь поля плеймейкера – эта позиция практически исчезла из современного футбола), Clarence Seedorf и Manuel Rui Costa (плюс подающий надежды Kaka). Это яркий, атакующий футбол, основанный на выдающихся качествах игроков полузащиты, которые очень редко теряют мяч.

И наконец, Lazio, являющийся чем то вроде гибрида вышеперечисленных команд. Roberto Mancini использует систему 4-4-2, в которой играют великолепные игроки как в защите (Sinisa Mihailovic, Giuseppe Favalli, Massimo Oddo), так и в полузащите (Demetrio Albertini, Stefano Fiore, Dejan Stankovic). Система 442 дает возможность команде реализовать игру, основанную на контроле мяча, в то же время наличие такого форварда-цели как Bernardo Corradi означает, что Лацио может использовать и более прямолинейную игру, базирующуюся на длинных диагональных передачах на габаритного форварда в случае необходимости.

Критики могут спорить о том, что Милан показывает не настолько яркую игру как, например, Барселона сремен Johan Cruyf, или нынешний Real Madrid, однако нужно заметить, что немногие могут достичь такого. Когда у тебя стоит задача выиграть и в твоём распоряжении нет los Galacticos (мегазвёзд), остается небольшой выбор в стиле и способе игры.

В конечном счёте каждая команда определят для себя главный вопрос – играть ли футбол, основанный на контроле мяча или отдать сопернику инициативу и играть на контратаках. Что лучше и красивее - быть более терпеливым, подолгу владеть мячом, искать свободные зоны зная, что пока мяч у тебя, ты не пропустишь гол, или лучше атаковать как можно быстрее, сразу же после того как мяч отобран у соперника, не боясь его потерять, потому что ты знаешь, что ты настолько хорош в обороне, что отберешь мяч у соперника очень быстро?

Если вы выбираете первое – можете считать себя полноправным членом испанского или голландского клуба поклонников школы постоянного владения мячом. Если вы выбираете второе – добро пожаловать в чудесный мир итальянской оборонительной сказки..

Mark Hately, английский нападающий: "Я впервые приехал в составе английской команды в Милан в возрасте 21 года. Это событие раскрыло мне глаза на то как итальянцы уважают искусство обороны. Все средства были хороши - до тех пор пока судья позволяет. Мои пальцы были вывернуты наизнанку, итальянские защитники во время исполнения стандартов топтались по моим ногам, во время опеки они беспрерывно толкались и щипались - все делалось для того, чтобы вывести тебя из равновесия. Играя против Claudio Gentile я в полной мере испытал все прелести знаменитой итальянской обороны..."

Claudio Gentile: безжалостный мясник

Защитник Ювентуса представлял собой непобедимый сплав мастерства и стали.

Claudio Gentile, возможно самый противоречивый игрок в истории футбола был бесстрашен, жесток и демоничен, но кроме всего этого он был прирожденным победителем. Он родился в 1953 году, играл в молодежной сборной Италии, клубах Arona и Varese, в 1973 году он оказался в Ювентусе, где и заслужил себе репутацию бескомпромиссного бойца. В составе Юве он провел 11 сезонов, завоевав 6 скудетто, два кубка Италии, Кубок УЕФА и Кубок Кубков. Gentile превратил персональную опеку в истинное искусство. Однако пик его карьеры пришелся на ЧМ 1982 года в Испании, где его имя стало нарицательным, а слава его стала отчасти дурной. В первой игре турнира против Аргентины Италия играла в свой традиционный оборонительный футбол, а Gentile действуя против Марадоны полностью выключил того из игры, постоянно толкая Диего плечом и таская его за футболку по всему полю как только судья отворачивался от этой парочки. Во время игры на возмущения Марадоны Gentile пробормотал в ответ, что футбол - это не танцевальная академия. Позже, обидеженный Марадона заявлял, что Gentile спсособен быть только мясником, но никак не футболистом. В той игре Италия победила 2-1 во многом благодаря Gentile. Далее благодаря блиставшему Паоло Росси итальянцы прошли Бразилию и Польшу, выйдя в финале турнира на Германию, в игре с которой Gentile превосходно отыграл против Литтбарски и Брайтнера. Итальянцы выиграли 3-1 в игре, в которой Gentile показал себя не только бескомпромиссным и жестким защитником, но и мыслителем, организатором атак своей команды и чей длинный пас на Росси привел в конце концов к победному голу в той игре.

Rafael Benitez из Valencia сразу после проигрыша Валенсии Интеру в еврокубковой игре сезона 2002/2003: "Если бы все команды играли так как Интер, футбол бы давно исчез с лица земли. Стадионы бы опустели - никто бы не ходил на зрелище подобное этому. Итальянцы - это смерть футбола"

Пеле (О Марио Бертини, игроке, опекавшем Пеле в финале ЧМ 1970 года): "Он мастер делать такие фолы, которые никто не может увидеть. Он бил меня в ребра и в живот куллаком, пинался по моим коленям. Настоящий артист!"



Голы, пропущенные представителями разных стран за всю историю Лиги чемпионов


Italy 247 голов в 243 играх. В среднем за игру: 1.02

England 247 голов в 217 играх. В среднем за игру: 1.14

Spain 319 голов в 281 играх. В среднем за игру: 1.14

Germany 287 голов в 222 играх. В среднем за игру: 1.29

France 206 голов в 160 играх. В среднем за игру: 1.29

Holland 176 голов в 136 играх. В среднем за игру: 1.29









Источник: http://www.jalkapallo.org
Категория: Истори и Тактика | Добавил: Victormay (01.08.2007)
Просмотров: 2705 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Ос: 0



Copyright MyCorp © 2006